Первый месяц У новорожденного ребенка движения в большинстве своем являются некоординированными. Ручки у него согнуты в локтевых суставах, ножки - в коленях, кулачки сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей. Гипертонус исчезает к 3-4 месяцу жизни малыша. Внимательно наблюдайте за движениями ребенка, так как в этот возрастной период он фактически ими общается. О погрешностях в уходе дитя способно сообщить лишь плачем и усиленной двигательной активностью. Доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большой палец на руках и, наоборот, сгибает пальцы ног. При вздутии живота он чрезмерно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно крутит головкой. Научитесь "читать" язык движений своего малыша - и вы ему очень поможете.
Но новорожденный ребенок обладает и определенными скоординированными образцами поведения, так называемыми рефлексами, которые управляются нижними центрами головного мозга. Соответствующая стимуляция автоматически вызывает эти рефлекторные реакции, например, ребенок автоматически реагирует на яркий свет и громкий шум. Если погладить щечку новорожденного, он повернет ротик в сторону коснувшегося его предмета, будь то палец или, как было запланировано природой, сосок материнской груди. Это происходит автоматически и служит для того, чтобы помочь ребенку найти источник питания до того, как он научится добывать пищу. Рефлекс запускается, если что-нибудь коснется губ, внутренней поверхности ротовой полости или мягкого неба.
У ребенка имеются и другие довольно хорошо известные рефлексы. Если ребенок напуган громким криком, или внезапным шумом, или же внезапным изменением положения тела, начинается характерное движение ручками и ножками. Сначала они разводятся, затем поднимаются вверх и соединяются. Ладони раскрываются, а затем крепко сжимаются в кулаки, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, чтобы не упасть; и ножки выполняют примерно ту же последовательность движений. Помимо этого голова ребенка прогибается вниз и вперед. Этот рефлекс известен как «реакция на испуг», или рефлекс Моро по фамилии невролога, который первым описал его.
Следующий рефлекс - хватательный. Если нажать пальцем на ладонь ребенка или на возвышение подошвы стопы, пальцы кисти и стопы согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет. Зачастую захват рук настолько сильный, что ребенка можно поднять из кроватки. Если погладить подошву стопы, стопа поднимется, пальцы стопы разойдутся веером, а большой палец поднимется. Это рефлекс Бабинского, также в честь врача, который первым описал его.
Помимо этих рефлексов, большинство из которых исчезает по истечении трех месяцев, по мере того как ребенок растет, у него появляется все больше и больше произвольных движений, имеются и те, которые остаются и выполняют жизненно важные функции. Дыхательный рефлекс включается через несколько секунд после рождения; ребенок моргает или закрывает глаза, если свет слишком яркий; реагирует на запахи и отдергивает руку, почувствовав боль. Ребенок так же рефлекторно испытывает чувство голода и потребность мочеиспускания и дефекации, и все три эти рефлекса со временем становятся все более и более произвольными.
Добавлено (27.05.2009, 14:24)
---------------------------------------------
Второй месяц
Рефлексы новорожденного постепенно исчезают, на смену им появляются приобретенные условные рефлексы, связанные с вскармливанием и микроокружением. Движения малыша становятся более координированными, но вам они кажутся все еще бесцельными. Это не так! Природа просто тренирует мышцы всего тела для выполнения в будущем целенаправленных действий.
В положении ребенка заметна тенденция к согнутому состоянию ручек и ножек. Но с каждым днем чаще, хотя и кратковременно, малыш вытягивается, выпрямив ножки и раскинув ручки. Сжатие кулачков постепенно слабеет, и до конца второго месяца ладонь становится полностью открытой.
Головка грудного ребенка такая же "тяжелая", т.е. удержать ее в положении туловища на животе ребенок еще не умеет, но шейные мышцы уже частично контролируются, и кратковременно все-таки удается удерживать головку. До конца второго месяца жизни малыш должен до 15-20 секунд своими силами удерживать головку. В этом ему можно помочь: перед каждым кормлением, начиная с рождения, выкладывайте грудного ребенка на животик, сперва на несколько минут, а со временем - на 10-15 минут. Тренируйте малыша!
Большинство детей этого периода получают чрезвычайное наслаждение от купания. А для вас настало время, когда прежде чем купать малыша, надо или надеть водонепроницаемую одежду, или быть готовой принести в жертву сухость своей одежды. Зато вы увидите, как малыш с радостью плескается, бьется ножками или же просто перед вашим лицом плескает ладошкой по воде, создавая настоящее море брызг. И это только начало!
В этом возрасте возникает первая опасность - падение ребенка! Новая рефлекторная двигательная активность в один прекрасный момент может стать причиной травмы.
И не возражайте: "Мой малыш еще не способен передвигаться!" Так как чаще именно у таких родителей случаются проблемы.
Однако если это уже произошло, не утомляйте себя чувством вины. Падение бывает, пусть один раз в жизни, с каждым малышом. Но обязательно покажите ребенка педиатру, во избежание опасных осложнений. И не позднее, чем через сутки.
Добавлено (27.05.2009, 14:25)
---------------------------------------------
Третий месяц
Движения руками становятся более координированными, и все, что в них попадает, сразу отправляется на "тестирование" в ротик. Большинство родителей шумно реагируют на такие вкусовые испытания и решают убрать все грязные предметы из окружения ребенка. С одной стороны, они правы. Иногда загрязненные, а особенно остроугольные предметы становятся опасными для малыша. Но помните, ни один из нас не создан для жизни в стерильном мире! Тело грудного ребенка, его внутренняя среда должны адаптироваться к окружающим микроорганизмам.
Есть смысл начать подготовку вашего дома к проявлениям активного изучения окружающей среды малышом с девизом: "Что это такое?". Даже, находясь у вас на руках, он хочет потрогать или попробовать на вкус фарфоровую вазу, которую вам подарила свекровь, или дорогой вашему сердцу флакончик духов. У всех родителей в мире двоякие взгляды на это. Одни считают целесообразным оставить все как есть, мотивируя, что их чадо с "пеленок" должно усвоить, что "можно", а что "нет". Другие советуют все драгоценности и реликвии спрятать до "лучших" времен, чтобы ребенок не знал (пока что) словосочетание "нельзя".
По нашему мнению, нужно избрать что-то среднее. Запланируйте осуществить временную перестановку тех предметов, которые могут быть испорчены "чрезмерным" любопытством малыша, и, зная вкусы ребенка, предложите что-нибудь другое. И все же, ваше "нет" рано или поздно придется применить.
Добавлено (27.05.2009, 14:26)
---------------------------------------------
Четвертый месяц
Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы "тщательнее" рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.
Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.
Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно "дегустируются" на вкус.
В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.
Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.
Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!
Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!
Ни в одном случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.
Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований, чтобы волноваться. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилья, хрящи и мышцы.
Добавлено (27.05.2009, 14:26)
---------------------------------------------
Пятый месяц
В этом возрастном периоде у малыша появляется довольно выраженная гибкость всех частей тела. Однажды вы зайдете в комнату и застанете свое чадо за упражнением "аэроплан". Лежа на животе, малыш подтягивает вверх головку, выравнивает и разводит в стороны ручки и поднимает вверх ножки. Спинка у него при этом напрягается и становится прямой или немножко выгнутой в середину. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш тренируется самостоятельно. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы спины и шеи. Обычным явлением для вас должно стать и то, что ваш пятимесячный малыш охотно и запросто доносит ко рту пальчики своих ног. Это так интересно для него! И так легко выполнить! Жаль только, что нам, взрослым, это не по силам.
Лежа на спине, малыш самостоятельно выполняет еще одно упражнение - "мостик". Упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, будто бы выгибаясь в дугу. Не волнуйтесь, ведь это также своеобразная гимнастика.
Удачнее получаются переворачивания со спины на живот и наоборот. Поэтому, одевая ребенка, который лежит на столе или диване, старайтесь расположить его перпендикулярно к краю, чтобы он не упал, когда вы отвернетесь, например, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте малыши начинают получать травмы от ударов во время падения.
Передвижение по поверхности (стол, кроватка, манеж, диван) становится боле доскональным. Это также надо учитывать и не оставлять ребенка самого в потенциально опасном относительно падения месте. Взгляните, как ваш сын или дочь настойчиво одолевает сантиметр за сантиметром, манипулируя ручками, коленями, ступнями. И движения получаются значительно лучше, чем месяц назад.
Если предложить малышу яркую игрушку, он с готовностью ее хватает всеми пальцами и крепко удерживает. Если это погремушка, то ее тарахтение вызовет большой интерес. Малыш, знакомясь с полученной от вас игрушкой, внимательно рассматривает ее, а со временем обязательно отправляет - в рот. Не мешайте этому (конечно, если игрушка не имеет острых углов или сторон и токсического крашенного покрытия)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Любимое занятие для пятимесячного малыша это сосание, временами даже одеяла, которым вы так старательно стараетесь его укрыть.
И вообще, жизнь ребенка становится очень насыщенной. Большинство активного времени (периода, когда малыш не спит) посвящается становлению двигательных привычек, "разговорам", конечно на "своем" языке, восприятию окружающих звуков и исследованию всего, что попадается на глаза, слух, или под руку. Уже в 7 часов утра (или даже раньше) малыш готов заняться каким-то делом, в отличие от вас! Вам же совсем, наверное, не хочется играться так рано! Так вот, лучше с вечера положите в кроватку, где спит малыш, одну - две яркие игрушки. Тогда вы сможете немножко дольше поспать утром и, проснувшись, застанете своего малыша играющим.
Добавлено (27.05.2009, 14:27)
---------------------------------------------
Шестой месяц
На шестом месяце ребенку еще тяжело ползать классически, на коленях и вытянутых руках. Но некоторые малыши могут ползать и этим способом. Хотя поначалу всегда выходит только - "ползание задом", как у раков. Есть дети, которым удается передвигаться уникальным, своим способом - "колобком". Они попросту перекатываются со спины на живот, потом снова на спину через другую сторону - и так через всю комнату. Это становится любимым видом спорта. Не вмешивайтесь! Может, перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это же своего рода прекрасный массаж.
В конце шестого месяца большинство малышей способны полноценно сидеть. "Полноценно" - означает сидение с ровной спиной и без прогибания туловища вперед или в стороны. Не старайтесь, прочитав это, своими руками выравнивать спинку ребенка. Если она остается круглой, значит, сидеть самостоятельно для малыша еще не время. Не волнуйтесь. Допускается, что привычка сидеть может формироваться до 6,5-7 месяцев. Если же и в этом возрасте спинка малыша остается округлой, посоветуйтесь с педиатром. Причиной может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же заболеванием нервной системы. При отставании ребенка в психомоторном развитии с рождения, привычка сидеть также появится позже.
Иногда малыши на шестом месяце проявляют желание "ходить". Конечно, с вашей поддержкой. О таком достижении с гордостью сообщают счастливые родители. Но это еще не полноценная походка. Взгляните, как выгибаются в коленках ножки, ступня также выворачивается наружу, что есть неправильным в формировании будущей привычки ходьбы. Больше того, иногда такое "хождение" может исказить или задержать ее появление. Дело в том, что мышцы голеней, бедер и тазового пояса еще не настолько полноценные, чтобы обеспечить правильную технику походки. А вот прыганье и "пританцовывание", к которым также может проявлять желание ваш малыш, не только улучшат его расположение духа, а и будут тренировать нужные для походки группы мышц. Поэтому обязательно включите такой элемент в комплекс гимнастики малыша.
А еще лучше, воспользуйтесь "ходунками".
Учитывая, что малыш может частично передвигаться, то ли ползая, или с помощью "ходунков", не забывайте о безопасности. Защитите все опасные комнаты "предупредительными воротами", которые есть в продаже, или же просто сделайте какое-нибудь временное препятствие. Особого внимания заслуживают ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание малыша.
Поскольку малыш уже может передвигаться в "ходунках", расположите безопасно все дорогие, острые, стеклянные, мелкие предметы. И, конечно, лекарства. Как досадно, что уже в этом возрасте чрезмерное любопытство иногда приводит к тяжелым медикаментозным отравлениям, химическим ожогам.
Добавлено (27.05.2009, 14:28)
---------------------------------------------
Седьмой месяц
На протяжении седьмого месяца ребенок становится более подвижным. Совершенствуется умение сидеть. Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. При попытке высвободить свои "опоры" для того, чтобы схватить что-нибудь интересное, малыш может упасть. Поэтому не следует оставлять его наедине на диване или любом другом возвышении.
Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, если такие попытки были в прошлом месяце. Способов ползания малышей есть очень много. Из них можно составить целое руководство. Но у каждого есть свой путь к освоению мира. Одни дети сперва учатся становиться на коленки и руки и подолгу качаются туда-сюда, другие рискуют сразу переставлять одну руку, за ней - другую, а дальше в том же порядке ноги, некоторые передвигаются "колобком", некоторые - ползают задом. Ползание малыш отработает самостоятельно, так как каким бы ленивым он не был, любопытство берет свое. Ваша же роль - найти то, что вызовет интерес малыша и станет ему стимулом к движению. Следите, чтобы во время таких детских тренировок вокруг не оказалось острых углов, а пол был покрыт мягким покрытием. Бывает так, что малыш, ударившись при падении, надолго оставляет попытки ползать, иногда даже до тех времен, когда сможет просто-напросто сразу подняться на ноги.
Если малыш уже отработал какой-либо метод ползания, то потребуется двойное внимание. Так как объектом его интереса будет все: большая фарфоровая ваза, которая стоит в уголке, гора книжек, которые весят десятки килограмм, гладильная доска, магнитофон, розетки и др. Поэтому еще раз осмотрите свое жилье и предупредите возможные "диверсии" со стороны своего чада. Приобретите заглушки и закройте розетки в квартире, особенно если они располагаются низко. Заберите лишние и опасные для малыша предметы. Вместе с тем раскладывайте игрушки, которые заинтересуют ребенка и заставят передвигаться.
И еще один важный момент. Теперь, когда ваш малыш каждый день становится взрослее, активнее и уже учится ползать, обратите внимание на то, чтобы подгузник обеспечивал ему повышенное поглощение жидкости, комфорт и удобство во время передвижения.
Понаблюдайте, как малыш изучает комнату. Конечно, когда малыш переползет ее вдоль и поперек, он захочет глянуть и на то, что есть за дверью. Но, достигнув порога, - остановится задумавшись. Так как если покинет эту комнату, то потеряет вас из поля зрения. А это для него еще большая проблема - быть без вас. Поэтому, пусть на секунду попав за дверь, малыш сразу возвратится. Любопытство - большая сила, поэтому следующая попытка в освоении мира за дверью будет дольше, а потом - вообще длинной. Но не подвергайте испытанию нервы малыша. Ни в коем случае не исчезайте из комнаты во время таких его "вылазок". Потому что это не смешно. Ребенок будет волноваться, и это закончится прекращением дальнейшего изучения окружающего мира.
Предметом любопытства для малыша будут яркие предметы, которые удобно схватить рукой. Хватание в этом возрасте становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев. Такие движения напоминают работу щипцов или пинцета. Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, а со временем - ртом. Все предметы определяются как хорошие или плохие. Это высказывается звуками одобрения или же наоборот - недовольства.
Добавлено (27.05.2009, 14:29)
---------------------------------------------
Восьмой месяц
Малыш этого возраста способен непрестанно бороздить вдоль и поперек всех комнат, детально изучая разнообразнейшими методами окружающую среду. Все, что можно взять в руки, - передвигается, приоткрывается, встряхивается, испытывается "на зуб", сосется или бросается. И не смейте отвлекать его от этого интереснейшего занятия, так как получите реакцию гнева. Но когда малыш, успокоившись, возвращается к своему делу, настроение молниеносно меняется, и ребенок снова становится веселым.
Вообразите себе, в каком количестве энергии нуждается ваш малыш каждый день. Попробуйте в один день сами имитировать все перемещения и движения ребенка, поползайте вместе с ним. Однозначно, что за 3-4 часа вы упадете от усталости. А малыш, посмотрев на вас, будет продолжать свои занятия в предыдущем темпе вплоть до конца дня. Поэтому никогда не судите по себе: "Он, наверное, уже устал. Мне же так как хочется уже полежать и отдохнуть". Вы - не малыш. И не настаивайте на отдыхе! А вот вам остается только посочувствовать. Так как в конце дня вы станете похожей на зомби. Поэтому обращаемся к папам: уважаемые, не слишком зацикливайтесь на своем бизнесе, если у вас дома восьмимесячный ребенок. Помогите своей жене! От этого, наконец, будет зависеть покой ваш и вашей семьи. Возьмите на себя (хотя бы временно) бытовые проблемы (магазины, уборки, стирка). А в выходные побудьте с малышом. Вы получите удовольствие, начнете уважать работу своей любимой.
Малыши часто любят крутиться возле двери. Для них это еще одно новое открытие: дверь, оказывается, может двигаться, а стены, стол, стул - нет. Помните о том, что открывать дверь нужно очень осторожно, чтобы не поранить малыша. Именно в этом возрасте у детей часто случаются травмы пальцев рук, которые оказываются между дверью и стеной или полом в совсем неподходящий момент. Будьте внимательны, чтобы потом не жалеть.
В этом возрасте малыши, как правило, приобретают большой опыт в скоростном ползании. Попробуйте-ка, став на колени, догнать свое чадо. Без сомнения, вам это не удастся. Во время активного ползания изменяется мышечный аппарат ребенка, а именно, те группы мышц, которые со временем будут нужными для формирования вертикального положения и ходьбы. Для того чтобы полноценно стоять, малышу нужны не только крепкие ноги. Важнейшую роль в этом процессе сыграют мышцы спины. Обратите внимание, каждое новое движение, которое поднимает тело немножко выше от предыдущего уровня, - это тренировка, для того чтобы в будущем устоять на ногах. Сперва это будет поднятая вверх рука, которая старается ухватиться за кресло, дальше - подтягивание всего тела в том же направлении. Изо дня в день такие моменты будут повторяться, но время когда ребенок полноценно встанет на ноги настанет лишь в 9-10 месяцев. Итак, не ускоряйте событий! Всему свое время. Не старайтесь своими силами "ставить" малыша. Помните, никто не любит насилия. Не удивляйтесь тому, что когда вы поставите восьмимесячного малыша возле какой-нибудь опоры, его ножки сразу же превратятся в две мокрых макаронины, которые сгибаются во все стороны и совсем его не держат. Дайте возможность ребенку "дойти" ко всему самому. Сквозь цепочку собственных ошибок и удач малыш найдет свой метод держаться на ногах. Ребенок поначалу должен осознать, что есть предметы среди домашней мебели, за которые можно ухватиться, и они при этом не двигаются, а есть другие, которые почему-то прогибаются или же падают. Это понадобится в будущем. Сначала удастся протянуть одну руку и ухватиться за опору, другая же обязательно нужна для "страховки" на полу. Дальше можно опереться на одну ногу и перенести массу тела на одну половину, со временем - подключить вторую половину тела. И последний момент - отпустить "страховку". На эту цепочку иногда идет два или же три месяца. Вот почему не следует силой вмешиваться в процесс поднятия на ноги.
Ваш ребенок в этом возрасте уже уверенно сидит, тем не менее, самостоятельно усесться из положения лежа ему не удается. Такое положение становится любимым во время игры, но иногда оно еще неустойчиво, и малыш может упасть. Учтите это и обеспечьте какую-нибудь "страховку", если малыш большинство времени будет играться на диване, или же приобретите "манеж". Хотя сразу скажу, что около половины детей не любят играть в манежах. Это ограничивает их активное пространство. Лучше иметь в помещении высокий стул и усаживать у него малыша, зафиксировав специальными ремнями. Можно также усадить ребенка в кресло, и он получит чрезвычайное наслаждение, общаясь с семьей, таким образом.
Захватывание предмета по типу щипцов - между большим и средним пальцами - совершенствуется. Теперь малыш может перекладывать вещь с одной руки в другую, осматривать ее, и даже ползать, одновременно держа в руках какую-нибудь игрушку. Это большое достижение, потому что такие признаки уже отличают человеческое существо от, скажем, человекоподобных обезьян.